Если беда постигла, знай…
Хабибуллин А.М.
«Никакая беда не поразит землю (засуха, недостаток в плодах и т. д.) и не поразит ваши души (болезнь, бедность, смерть и т. д.), не будучи записанной в Хранимой Скрижали, они предопределены Аллахом и подвержены Его знанием раньше, чем Мы претворим ее в жизнь на земле и в ваших душах. Предопределение беды, знания о ней для Аллаха очень легки и не предоставляют никакого труда, поскольку Его знание объемлет все сущее. Мы рассказываем это, чтобы вас не постигла чрезмерная печаль, приводящая вас к негодованию о том, чего вы лишились, и чтобы вы не радовались кичливо тому, что Он вам даровал. Ведь Аллах не любит всяких гордецов, заносчиво кичащихся перед людьми тем, что имеют» (смысл суры «Аль-Хадид», аяты 22-23). Действительно, часто мы забываем, что сам человек, его семья и его имущество являются исключительно собственностью Аллаха. Если Он забирает обратно от человека что-то или кого-то, то надо понимать, что - это Владелец забирает себе то, что Ему принадлежит. «Ведь человек получает все в этой жизни лишь во временное владение.».
В конце концов, все люди неизбежно возвращаются к своему Создателю, Истинному Господу, так что всем предстоит рано или поздно расстаться с жизнью и со всем своим имуществом. «И человек возвращается к Аллаху таким, каким он был создан: без всякого имущества, без жены, без семьи, без национальной принадлежности. Единственное, что у него есть - это его деяния, праведные и грешные».
Поэтому, каждый человек должен понимать суть и смысл тех испытаний, которые пришлись на его долю. А для того, чтобы достойно встретить беду и проявить терпение, тем самым, приобретая довольство Аллаха и великое вознаграждение, он должен непременно…
- Знать, что эта беда предписана Всевышним и что это непременно случится; Знание Аллаха охватывает собой всё. Всевышний знал обо всех людях ещё до того, как Он сотворил их, Он заранее знал обо всех их поступках, их уделе, сроке жизни каждого из них, их благих делах, их прегрешениях и т.д.
- Те, кто утверждает, что любит, но потом не соглашаются с тем, что нравится любимым, и ищут то, что любимым не нравится, только рассердят любимых и выдадут свою неискренность в любви. Абу-д-Дарда однажды сказал: «Когда Аллах решает что-то, Ему нравится, когда Его решение принимают».
Аллах Всевышний сказал: "Всякая беда поражает лишь по воле Аллаха. Он направит на верный путь сердце того, кто уверовал в Него" (Сура 64, аят 11).
Хадис от сына Омара: Когда Абдуллаху бин Умару бин аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллаh!) рассказали о группе людей, которые читали Кур'ан, стремясь к знанию, а также о том, что они отрицают предопределённость событий, он сказал человеку, рассказывавшему ему об этом: "Когда повстречаешь их, скажи им, что я не имею ничего общего с ними, а они - со мной, и скажи, что Абдуллах бин Умар клянётся в том, что если любой из них потратит на благие дела столько золота, сколько весит гора Ухуд, то Аллах не примет от него ничего из этого до тех пор, пока он не уверует в предопределение".
Имран ибн аль-Хусейн же говорил, когда болел: «Самое любимое для Аллаха - самое любимое и для меня».
- Знать, что не он один получает испытание на этом свете. Никто не сохранён от бед; Действительно, если оглядеться вокруг мы увидим, «что весь мир вокруг нас страдает от какого-либо несчастья: кто-то теряет своих любимых, где-то бушует война или стихийное бедствие. Мы осознаем, что какие бы радости в этом мире мы не имели - все они преходящи. Если в один день мы смеемся от радости, то уже другой день может принести нам слезы. И это везде, где бы мы ни жили - в Америке, в России или в Африке».
Всевышний Аллах сказал:
«...Который сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям» (Власть, 2)
Всевышний Аллах также сказал:
«Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение» (смысл суры «Аль-Инширах», аяты 5-6).
Ибн Мас´уд сказал: «За каждой радостью следует печаль, и любой дом, который сейчас наполнен радостью, вскоре наполнится печалью». Ибн Сирин также отмечал: «Нет такого смеха, чтобы за ним не последовал плач».
Ибн Тальха рассказал о Хурке, сестре Хинд бинт ан-Нугман: «Однажды я встретил Хурку и спросил ее: "Что ты знаешь об уроках из историй царей?» Она ответила: «То, чему мы радуемся сегодня, лучше того, чему мы радовались вчера. Мы читаем в книгах, что нет такого дома, который радуется своему благополучию, чтобы на его долю не выпало испытание. История показывает, что каждый наш радостный день скрывает другой, который мы возненавидим».
- Знать о великом вознаграждении тем, кто проявил терпение в беде. Человек восприимчив к несчастьям, которые могут затронуть его самого, его семью, его богатство, его друзей и других вокруг него. Поэтому, если он может оставаться терпеливым, (проходя) через все это, ожидая от Аллаха облегчения, тогда все эти несчастья будут причинами для прощения его грехов и повышения его степени перед Аллахом. Поступая так, человек поймет, что имеющееся у него сейчас намного больше того, что он потерял. Тем более, если помнить, что Аллах обещает нам награду за любое несчастье, постигшее нас, если только мы будем терпеливо его переносить. И еще - если бы Аллах захотел, то Он мог бы сделать несчастье намного большим и более серьезным.
Аллах говорит: “И мы непременно испытаем вас кое-чем из страха, и голода, и потери богатства, и жизни, и плодов, но передай добрые вести терпеливым, которые, когда их постигает бедствие, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы возвратимся". (аль-Бак'ара: 155-156).
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, сказал: “Верующий мужчина или женщина будут продолжать страдать из-за невзгод, связанных с ними самими и их семьями, до тех пор, пока не встретят Аллаха абсолютно без каких бы то ни было грехов“
4. Знать, постигшее нас это результат того, что заработали наши собственные руки.
Аллах говорит: “А что постигает вас из несчастья – это за то, что заработали ваши руки, но прощает Он многое“. (Аш-Шура: 30).
Поэтому, чем сильнее будет боль сожаления, тем больше появляется оснований надеяться на то, что это послужит искуплением. Признаком истинности сожаления является то, что сердце человека смягчается и становиться более предрасположенным к благим делам. Вместо ощущения сладости от совершения грехов в сердце человека появляется ощущение горечи, вместо склонности к ним появляется неприязнь, а вместо желания — «отвращение, подобное отвращению человека к мёду, к которому подмешан яд, даже если этот человек испытывает крайний голод и хочет попробовать сладкого».
5. Знать, что Тот, Кто посылает испытание Своему рабу, - Мудрейший и Милосерднейший. И он не посылает испытания с целью уничтожить его, наказать или принизить.
Испытание - это проверка на терпеливость, довольство тем, что есть, и испытание веры. «Несчастья очищают верующего от скверны и нечистот. И из них верующий выходит или чистым золотом, или чистым злом. Если испытания в этой жизни не помогли человеку, то ему предстоит пройти их в другом мире - в Аду. Поэтому верующему следует знать, что для него лучше пройти испытания в этой жизни, чем в потустороннем мире.»
Абдуль-Кадир однажды сказал: «Сын мой! Несчастье посылается не для того, чтобы уничтожить тебя. Оно - проверка твоей терпеливости и веры. Сын мой! Испытание - это лев, а львы не питаются падалью».
|