Главная » 2015 » Август » 12 » Мечети - лицо уммы
16:49
Мечети - лицо уммы

 

Мечети - лицо уммы

Мечеть по-арабски звучит "аль-масджит", переводится как "место, где совершаются земные поклоны". При этом мечеть в Исламе является не только местом для выполнения исламских ритуалов. Уместно сделать особый акцент на трех мечетях - Запретная мечеть (Месджид Аль-Харам), возведенная вокруг священной Каабы – Дома Аллаха, Аль-Акса в Иерусалиме и Мечеть Пророка в Медине...

Они стали центрами важнейших событий в истории ниспослания и распространения Ислама и, как следует из хадисов Пророка, да благословит Его Всевышний и приветствует,  города, в которых они находятся, станут центрами важных исторических событий и в Последнее время.

Несомненно, роль мечетей в Исламе с первых дней их существования велика и разнообразна. К сожалению, мы стали забывать об этом. И сегодня зачастую слово «мечеть» ассоциируется в нашем сознание лишь как помещение для совершения намаза и становится аналогом церкви в христианстве. Так сложилось, что в нашей стране мусульмане, заскакивают в ближайшую мечеть лишь для того, чтобы быстро совершить положенные намазы и умчать на работу или в институт. И это одна из важнейших проблем, которую необходимо исправить. Мечеть вновь должна стать центром жизни мусульман. Поэтому в последние годы все большее количество мусульман, начинают осознавать, что для того, чтобы мечеть продолжала выполнять свои основные функции в новом, стремительно развивающемся мире, мусульманам непременно следует разработать и взять на вооружение новую концепцию развития этого института.
Для того, чтобы понять подлинную роль мечети в жизни уммы и нормы поведения в ней необходимо обратиться к Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В его времена мечеть выполняла самые разные функции. Когда Пророк Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) переселился в Медину, то в первую очередь он построил не дом и не торговую лавку, а мечеть Аль-Куба. Именно в этой маленькой, с крышей из листьев, внутри которой не было ни ковров, ни дорогих украшений, и произошли события, до сих пор поражающие человечество:

- в этой мечети Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объединил, побратал мухаджиров и ансаров, они стали братьями и сёстрами;
- в мечети хранили казну (байт аль-мал);
- в мечети судили людей за грехи, проступки и преступления;
- из стен мечети мусульмане отправлялись на различные походы;
- в мечети принимали послов и высокопоставленных лиц из других стран;
- в мечети решались самые крупные проблемы халифата;
- в мечети взрослые и дети получали знания,
- в мечети содержали заключённых, мекканских язычников, чтобы те видели мусульман, их высокую культуру и нрав.

Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была тем местом, где верующие собирались для совершения пятикратной коллективной молитвы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Коллективная молитва превосходит одиночную в 27 раз. Каждый, кто совершит должным образом омовение, а затем направится в мечеть, его каждый шаг будет стирать одно из его плохих деяний и возвышать его степень (в Раю). Если он войдет в мечеть и приступит к молитве, ангелы будут молить Аллаха простить его и ниспослать ему Свою милость, произнося: «О, Аллах! Помилуй его и прости!» И каждый ожидающий очередной молитвы будет продолжать получать награду, подобную той, которая даруется за совершение молитвы». Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была открыта для всех: мужчин и женщин, молодежи, детей и стариков, арабов и представителей других народов, чего мы иногда не видим сейчас. Сегодня, особенно на Западе, можно увидеть отдельно стоящие мечети для арабов, турок, африканцев, мечети для последователей определенных мусульманских групп или направлений и т. д. А ведь сподвижники Пророка (да будет доволен ими Аллах) были представителями самых разных племен и народов, они отличались друг от друга, но молились все вместе.Также, мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была тем местом, куда мог зайти любой человек, интересующийся Исламом, чтобы задать волнующие его вопросы. Мечеть это и место проведения собраний и обсуждения важных вопросов Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обычно собирал своих сподвижников (да будет доволен ими Аллах) в мечети для обсуждения серьезных вопросов. Именно там принимались наиболее важные решения.
В мечети Пророка неграмотные учились читать и писать в мечети (да благословит его Аллах и приветствует). Вся ранняя мусульманская цивилизация смогла получить развитие благодаря знаниям, приобретенным в мечетях.

При этом предназначение мечетей не столько в том, чтобы просто собирать верующих. Дома Аллаха призваны побуждать людей к взаимодействию друг с другом на основе братства, сотрудничества, взаимопомощи и стремления к довольству Всевышнего. Аллах Всевышний говорит: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом» (Коран, 24:36).
Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) отмечал, что, конечно, у каждого в доме найдется место для молитвы, но если люди перестанут ходить в мечеть и начнут совершать намазы дома, то они оставят Сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение). А если это произойдет, то мусульмане непременно собьются с верного пути.
Одним из предназначений мечети является также воспитание в мусульманах чувства единства, сплоченности, коллективной дисциплины, так, чтобы умма представляла собой единое, крепкое тело. Вклад мечети в данное воспитание начинается с дисциплины выравнивания рядов, которому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) придавал очень большое значение.
Ибн Мас’уд передает что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Выстраивайтесь в линию и становитесь плечом к плечу. Не оставляйте (между собой) промежутков для шайтана, в которые он может проникать. Каждый, кто заполнит промежуток в ряду, Аллах вознаградит его. А каждый, кто разорвет ряд, Аллах отвернется от него».
В деятельности администрации мечетей необходим ориентированный на прихожанина подход способствующий тому, чтобы посетитель мечети был максимально удовлетворен качеством предлагаемых услуг.
К сожалению,  впервые пришедший порой встречает в мечети не только лучших представителей уммы, интересных и набожных людей, а в своем роде тех, кто собственным видом и поведением способны скорее оттолкнуть от Ислама, нежели привлечь к нему или помочь человеку сделать первые шаги в религии. Излишне и говорить, что эти представители российских мечетей не придают им привлекательного вида. Они настойчиво стремятся смешивать Ислам с народными суевериями, сказками, приметами, слабо понимают Коран и Сунну. Некоторые из них пытаются объяснить, если не навязать другим прихожанам мечети свое понимание Ислама. Все это отталкивает мыслящих и интеллектуально развитых людей. Ведь мужчины и женщины приходят в мечеть, преисполненные желания внять призыву Аллаха и  получить духовную разрядку.
Безусловно, мечеть должна восстановить свой статус центра общественной жизни мусульман. К сожалению сегодня это далеко не так. Доходит до того, что в некоторых мечетях не проводится ничего, кроме намаза. Хотя именно в мечетях должна сосредотачиваться вся исламская активность.

Что касается самих мечетей, то отсутствие исламской эстетики в поведении и манере общения у прихожан часто бросающийся  в глаза элемент. По женской половине многих из мечетей свободно гуляют мужчины, некоторые молодые особы нельзя сказать одеты по требованиям шариата, некоторые из них срывают косынки с голов прямо на пороге мечети, не успев толком выйти из нее, порой в углах мечети полнозвучно храпят так называемые «богобоязненные» прихожане пришедшие за духовной пищей. Нет порой и надлежащей вежливости среди мусульман и мечети нередко становятся площадкой невыдержанных споров между представителями разных групп и общин.
В общем, можно с грустью констатировать, что пока у нас  мечети не являются средоточием интеллектуальной и общественной жизни уммы. Так каким же образом российским мусульманам следует развивать «культуру мечети» в широком смысле слова?

Несомненно, нельзя забывать, что мечеть – это не храм подобно церкви в христианстве, а место поклонения  в самом широком смысле слова, в том числе и в социальных аспектах. Мечеть – это в том числе и всего место поддержания связи между мусульманами. Сегодняшние реалии показывают что должен измениться и сам облик дома Аллаха, порядок организации его деятельности. Поэтому в сегодняшние дни инфраструктура мечетей дополняется такими новыми вещами, как аудиосистемы для усиления звука, электронные табло, показывающие время намаза, учебные классы, лекционные залы, исламские магазины, кафе-халяль, автомобильные парковки и проч. вплоть до фитнес-центров.

Сегодня современные мусульмане выдвигают все более детальные предложения по дальнейшему развитию инфраструктуры мечети – расширению молитвенных залов, парковочных пространств, составления более удобных и гибких графиков учебных и лекционных занятий.

Не маловажно сегодня уделение внимания проведению различных ознакомительных «мероприятий для немусульман с целью предоставления им как можно более полного представления о предназначении мечети, ее роли в жизни мусульман, о природе исламской религии и мусульманской культуры. Проводятся экскурсии по мечети для всех желающих, дни открытых дверей, ознакомительные видео-показы, семинары, лекции и проч. В данном начинании активисты и администрация мечетей должны вооружиться знаниями в области менеджмента, администрирования, маркетинговых технологий, рекламных кампаний и т. д.»

В деятельности администрации мечетей необходим ориентированный на прихожанина подход. В современных условиях, мечети должны взять на вооружение принцип ценить время своих прихожан.
»Более конкретно это выражается в том, чтобы не затягивать пятничные проповеди, не удлинять чрезмерно саму молитву.  К сожалению многие современные имамы не могут учесть такой фактор, как страшный дефицит времени современных мусульман. Кроме того, в каждом деле служащим дома Аллаха необходимо стремиться к достижению самых высоких результатов в деле развития программ, которые соответствуют и отвечают нуждам прихожан».
Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Если ты за что-то берешься, то делай это хорошо».
Руководство и работники мечети должны быть способны к выработке  эффективных решений, к привлечению каждого прихожанина к решению проблем.
Кроме того, пятничные проповеди, лекции и уроки обязаны быть профессионально подготовленными на высоком качественном уровне. Это означает, что проповеди и уроки должны преподноситься подготовленными и знающими людьми. Надо стремиться к тому, чтобы  прихожанин, совершив намаз в мечети, смог бы найти для себя занятие по душе: послушать лекцию или чтение Корана, мог принять участие в конкурсе на исламские темы или в заседании дискуссионного клуба, посетит видео-показ или смог стать  членом отдела по сбору и распределению закята и другой благотворительной помощи. В некоторых современных мечетях можно также встретить библиотеки, курсы компьютерной грамотности или иностранных языков, халяльные фитнес-центы для женщин и спортклубы. Но пока, к сожалению, это, скорее, исключение, чем правило.
Мечеть, в определенном плане должна быть и домом для верующего. Каждый верующий имеет право совершать свое поклонение в мечети в спокойной обстановке, аккуратно и полноценным образом. Атмосфера мечети должна вселять прихожанам чувство того, что они могут здесь предаться поклонению в спокойствии и с удовольствием, что мечеть действительно является их домом, и что она всегда гостеприимно готова встретить их.
Также в сегодняшних реалиях наблюдается дефицит здорового взаимообмена мнениями и пожеланиями между администрацией мечети и посетителями.
При этом сами прихожане также обязаны строго соблюдать нормы поведения в мечети. Они также по возможности должны помогать ей. Ведь  поддержание мечетей на должном уровне – это коллективная обязанность всех мусульман, и имамов, и служащих, и прихожан.
Нельзя забывать, мечети – дома Аллаха – это лицо уммы. И если порядок в них «не будет поддерживаться на максимальном уровне, если в них не будет бурлить духовная, интеллектуальная и социальная жизнь, если они не станут центрами коммуникации и формирования исламского взгляда на современный мир», то вряд ли можно будет говорить об интеллектуальном росте российской уммы.

 

Абдурахман Хабибуллин



Просмотров: 340 | Добавил: Админ0116 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: