Главная » 2015 » Октябрь » 21 » Правдивость ведет к благочестию…
21:22
Правдивость ведет к благочестию…

Правдивость ведет к благочестию…

Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ложь- это сообщение (о чем-либо) которое противоречит действительности (истине) и не важно, было оно сделано умышлено или по незнанию, то есть это всякое сообщение о чем-либо умышленное или неумышленное, которое противоречит  действительности.

Нет сомнения в том, что грех за ложь, возводимую на Аллаха и его посланника, гораздо больше, тяжче и сквернее, чем за ложь, возводимую на кого-либо другого.

  Всевышний Аллах сказал: «Кто  более не справедлив чем тот, кто возводит на Аллаха ложь, чтобы сбить людей (с пути истины) ничего не ведая (о том, что говорит). Воистину Аллах не ведет прямым путем нечестивых.» (сура Скот. аят 144).

Сообщается  что Салям бин аль-Акуа сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Тот кто скажет про меня то, чего я не говорил, пусть подыскивает себе место в огне». В версии  же Муслима: «Тот, кто передает от моего имени какое-либо сообщение, зная что это ложь, то он будет одним из лжецов». Несомненно, навет на Посланника Аллаха является большим, смертным грехом,  потому что по сути своей является наветом на самого Аллаха.

Также  передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, благословит Его Всевышний и приветствует, сказал: «Достаточно человеку  лжи того, что он рассказывает обо всём, что слышит». Передают со слов Абдуллы бин Масуда, что он сказал: «Если ты будешь рассказывать людям, то чего они не понимают, то обязательно подвергнешь некоторых из них искушению». 

В длинном хадисе, переданном Самурата бин Джундуб  в котором рассказывается о видении Пророка, да благословит Его Всевышний и приветствует, и что он сказал: «Но сегодня ночью я видел двух мужчин, которые взяли меня за руки и вывели на священную землю. И вдруг я увидел сидящего мужчину, а рядом с ним стоял  другой с крюком в руке, которым он брал его за край рта и растягивал ему рот пока не достигал затылка, затем проделывал тоже самое с другой стороны рта. В это время растянутая сторона принимала свое прежнее положение, тогда он снова возвращался к ней и проделывал то же самое…» в конце этого хадиса говорится, что Пророк, благословит Его Всевышний и приветствует , сказал: « Я сказал им, вы водили меня этой ночью, так растолкуйте мне то, что я видел. Они сказали: «Тот, которого ты видел, что ему растягивают рот, то это лжец говорит какую-либо ложь и её берут от него пока она не распространится повсюду и то, что ты видел будет проделываться с ним до судного дня». 

Передает Умму Кульсум дочь Укбата, что она слышала, как Посланник Аллаха ( да благословит Его Всевышний и приветствует) сказал: «Не является лжецом тот, кто примеряет людей,  преумножая благо, или тот, кто говорит благое». В версии Муслима, также от Уммы Кульсум: «Я не слышала, чтобы он разрешал ложь в разговорах людей, кроме как в трех случаях:  во время ведения войны, для примирения людей, и  в беседе мужчины со своей женой и в беседе жены со своим мужем».

Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Этот хадис открыто указывает на то,  что в благих целях дозволяется некоторая ложь. И ученые точно определили, что дозволено из лжи. Имам  Абу Хамид аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, осказал: «Речь, является средством достижения целей. И когда благую цель можно достичь при помощи правды, и с помощью лжи, то нельзя использовать ложь, так как нет в ней нужды. Но если благую цель можно достичь только при помощи лжи и невозможно с помощью правду, то ложь в этом случае допускается, если достижение этой цели дозволенно в религии  и  является обязательным.

А если тебя спросили о мусульманине, который укрывается от тирана преследующего его, то ты обязан солгать, чтобы спасти ему жизнь. Также, если у тебя на хранении находится имущество другого человека, и тиран спросил тебя об этом имуществе, чтобы присвоить его, то ты обязан солгать, чтобы сохранить его. Даже если тебя попросят поклясться, то ты должен сделать это, стараясь  дать двусмысленную клятву, чтобы избежать лжи. Двусмысленным ответом (таурия) или клятвой, называют такие слова и выражения, которые можно понимать по-разному (неоднозначно), когда человек говорит одно, а имеет ввиду совершенно другое, не то что понимают из его слов другие. И человек решивший использовать ложь в благой цели должен хорошо взвесить, от чего будет больше вреда:  от правды или лжи? И если правда принесет больше вреда, то он может солгать, но если последствие лжи будут хуже, чем правды, то ложь в этом случае запретна. Ибн Каийм, да смилуется над ним Аллах, привел некоторые случаи, когда ученые использовали двусмысленные ответы, во избежание  опасности. Передают, что Умар ибн Хаттаб, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поистине в речи имеющей несколько смыслов имеется то, что избавит человека ото лжи». Передают, что ибн Аббас, да смилуется над ним Аллах, сказал: «двусмысленная речь радует меня больше чем красные верблюды (лучшие верблюды)».  У некоторых ученых были слова, с помощью которых они избегали наказания и испытания. И Посланник Аллаха (да благословит Его Всевышний и приветствует) встретил однажды отряд многобожников будучи в сопровождении некоторых  своих сподвижников. И они спросили, из какого вы племени? На что Посланник Аллаха, да благословит Его Всевышний и приветствует , ответил: «Мы из Маа (Вода)». Тогда они посмотрели друг на друга и сказали: «Йеменских племен много, может быть они из одного из них» затем ушли. Посланник Аллаха, да благословит Его Всевышний и приветствует , говоря «мы из воды» имел ввиду слова Всевышнего Аллаха: « Пусть же посмотрит человек из чего он  создан. Создан из воды изливающейся». 

 Во всяком случае, где бы ни был мусульманин, он всегда должен помнить, что он приверженец истины, а истина не нуждается во лжи.  Поэтому, он всегда будет ведомым хадисом,  переданным от Абдуллы ибн Масуда, в котором Пророк, да благословит Его Всевышний и приветствует, сказал: "Поистине правдивость ведет к благочестию, а благочестие ведет к Раю. И человек продолжает говорить правду, пока его не запишут у Аллаха среди правдивых! И поистине ложь приводит к греховности, а греховность приводит к Аду. И человек продолжает говорить ложь, пока его не запишут у Аллаха среди лжецов!" Хадис согласован аль-Бухари и Муслимом.

Абдурахман Хабибуллин



Просмотров: 394 | Добавил: Админ0116 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: