Главная » 2014 » Октябрь » 23 » Даават (دعوة)
01:20
Даават (دعوة)

Нет принуждения в Исламе

Сегодня, когда говорят о негативном имидже ислама, пожалуй, чаще всего, указывают на воинствующую нетолерантность этой религии, на то, «что в ней отсутствует свобода религиозного выбора, что уход из ислама карается смертью, а представители всех иных религий обозначаются как "неверные", вести борьбу с которыми – долг каждого мусульманина.» Реалии современного мусульманского мира это подтверждают. Но это лишь на первый взгляд. В действительности же, Ислам всегда выступал и выступает за веротерпимость. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветству­ет!) говорил: "Воистину, Аллах любит мягкость и воздает за нее то, что не воздает за грубость"

Ислам призывает всех людей и последователей других религий к своему учению и увещевает наказанием в Судный день в случае его непринятия, не отделяет мирскую жизнь людей от их загробной жизни. С самого начала Коран призы­вает людей к принятию Ислама, и Пророк Мухаммад прила­гал все свои усилия для этого. Но вместе с тем Ислам не принуждает людей к принятию своего учения. Коран лишь увещевает, что непринятие Исла­ма приведет к мучениям не в этом мире, но в грядущем, где человек будет держать ответ перед Богом:

"В тот день, когда неверующих представят Огню, им ска­жут: "Разве это не есть истина?". Они скажут: "Да! Клянем­ся нашим Господом!". Он скажет: "Вкусите же мучения за то, что вы не веровали". Терпи же, как терпели твердые духом посланники, и не торопи Меня с наказанием для них. В тот день, когда они увидят то, что им обещано, им покажется, что они пробыли на земле всего лишь час дня. Таково послание! Разве будет погублен кто-либо, кроме нечестивых людей?".

В Коране существует достаточно определенная парадигма свободы религии: "Нет принуждения в религии" (Коран 2:256). Данный аят относится к так называемым аятам общей направленности в отношении предписания и предупреждения и потому не может быть отменен. Как указывается в авторитетном тафсире (комментарии Корана ) ат-Табари, когда в Медину прибыл караван сирийских купцов-христиан, торгующих маслом, двое сыновей одного мединца-мусульманина вняли их проповедям, приняли христианство и решили уйти с караванщиками. Отец юношей тогда пришел к Пророку попросить его о том, чтобы его сыновей задержали силой. В этот момент и сошел аят о принуждении.

Всевышний также сказал:  "Скажи: "Истина от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует";

- "Мы повели его путем либо благодарным, либо небла­годарным".

В этих двух аятах Всевышний, во-первых, указывает на главную цель сотворения всего сущего, то есть это наставле­ние человечества на прямой путь. Во-вторых, напоминает о том, что это напутствие непринудительно. В этом мире каж­дый волен избрать один из двух путей - веру или неверие.

- "Если они отвернутся, то ведь на тебя возложена толь­ко передача откровения".

- "...и тебе не надо принуждать их" (2).

- "Наставляй же, ведь ты являешься наставником, и ты не властен над ними" (3).

Приведенные аяты указывают на то, что обязанность пророка - это донесение до людей Божьего послания, и под­черкивают, что вера должна быть основана на свободе и разуме и что применение силы в этом не поможет. Таково учение всех Божьих посланников. Например, пророк Нух (Ной), об­ращаясь к своему народу, говорит:

 "О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне милость от Себя, кото­рая недоступна вашим взорам? Неужели вы полагаете, что мы стали бы принуждать вас к этому при том, что вам это ненавистно?".

Что касается мирного сосуществования между представителями разных конфес­сий Священный Коран обязывает пророка представлять Ислам мусульманам и немусульманам на основе принципа разумного диалога, мудрости и благо­родного спора.

- "Призывай на путь Господа мудростью и добрым уве­щеванием и веди спор с ними наилучшим образом".

Этот аят требует от пророка во время беседы обра­щать внимание последователей небесных религий на такие общности между мусульманами и людьми Писания , как принцип единобожия, веры мусульман в священные небес­ные книги, чтобы заложить основу взаимопонимания между последователями этих религий.

- "Скажите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам" (6).

Всевышний Творец также говорит:

 "Скажи: "О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей" (7).

Этот аят призывает людей Писания собраться вместе под общим знаменем единобожия и жить с мусульманами в мире и согласии.

Изучая аяты о джихаде и сражении с неверными и многобожниками, мы понимаем, что джихад с ними допустим лишь в случае их сражения с Исламом и против мусульман.

Коран, указывая мусульманам мирное сосуществование с неверными, призывает их к благим и справедливым отно­шениям с ними.

- "Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедли­выми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит бес­пристрастных".

Вдохновленный Кораном, пророк Мухаммад вел себя весьма учтиво с противниками Ислама. Он называл всех лю­дей детьми Адама, сотворенного Всевышним из глины. Раз­мышляя над этим, можно сделать вывод не только о равен­стве людей, но и о родственности человеческих душ в сути своей Единому Творцу, что создает почву для сердечной и духовной любви людей друг к другу.

- "О, люди! Истинно, ваш Господь - один! Ваш отец - один! Все вы от Адама, а Адам из глины!".

Недаром, даже западные ученые отмечали толерантность и гуманность Ислама. Густав Ле Бон говорил: "Сила меча не явилась причиной распро­странения учений Корана, потому что, когда арабы (мусуль­мане) завоевывали города, то оставляли местных жителей свободными в своей вере" .

Пэт Робертсон сказал: "Только мусульмане, чья убежденность в своей религии тверда, имеют созидательный и толерантный к другим религиям дух" .

Несомненно, Ислам — великая религия мира, терпимости и справедливости, а вовсе не человеконенавистническая доктрина вражды, ненависти и разбоя. А идея о том, что мусульманам повелевается распространять свою веру "мечом" или что Ислам большей частью был проповедован "на острие меча" не выдерживает никакой критики. И если бы мусульмане действительно пожелали силой обратить других людей в свою веру, в исламском мире не осталось бы ни одной церкви или синагоги. Поэтому, заповедь "Нет принуждения в религии" сейчас имеет такое же значение, что и в то время...

 

 



Просмотров: 320 | Добавил: Админ0116 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: