Коран и Сунна - неисчерпаемые источники моделей исламского призыва.
Вся Книга Аллаха и жизнеописание (сира) Его Посланника (мир ему и благословение) представляют для мусульман неисчерпаемый источник моделей исламского призыва. Этот набор стратегических моделей развития исламского призыва обладает значительным запасом универсальности, который проистекает из универсальности и всеобщности самого мусульманского учения.
Примечательно, что современный западный мир воспринял многие стратегические подходы и методы из пророческой практики Ислама, обернул их в свои термины и понятия, развернул, дополнил комментариями и разработал концепции их применения в современных условиях.
Одним из самых необходимых элементов в деле призыва к Исламу является проявление усердия.
На данной стратегической модели был основан призыв к Единобожию, начиная с первых Пророков (мир им) и завершая Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение). Заключалась она в неизменном приказе Всевышнего своим Пророкам и Посланникам (мир им) вести призыв к Единобожию в любое время и всеми доступными способами.
«Мы посылали в каждую общину Пророка (чтобы призвать людей): «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута!» (Коран, «Пчелы», 36); «Посланники приходили к ним спереди и сзади: «Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха»... (Коран, «Разъяснены», 14).
А в первую очередь для изменения представлений людей об Исламе надо воздействовать на их обыденное сознание – повседневные, «маленькие» мысли среднего человека. «Это достигается прежде всего непрерывным процессом индивидуального призыва, увеличением эффекта воздействия отдельной исламской личности на окружающих своим примером и образом жизни, распространением и заполнением информационного пространства качественной, конкурентоспособной, объективной и привлекательной информацией об Исламе и мусульманах, отдельными, но постоянными ознакомительными мероприятиями, улучшением имиджа Ислама.
Другими словами, это достигается миллионами правильных слов, поступков, статей, акций и т.д.» Успех общины Мухаммада (мир ему и благословение) был просто ошеломляющим. Не натянув ни разу тетиву лука, не выпустив ни единой стрелы, не обнажив ни разу меч, не то что для нападения, но даже в свою защиту, мусульмане создали мощную политико-идеологическую систему, с которой теперь уже вынуждены были считаться многие окрестные племена.
Одним из основных факторов успеха был непрекращающийся ни при каких условиях призыв к Исламу. Мусульмане не только заполнили своими словами, предостережениями, увещеваниями, делами и поступками все социально-культурное пространство Мекки, но и заставили говорить и спорить об Исламе практически всю Аравию. Они добились невероятно плотного «эффекта присутствия» Ислама в социально-культурном пространстве всего полуострова.
Еще одним элементом в деле призыва к Исламу является концепция мягкости. В Исламе эта модель заключалась в предельно мягком преподнесении людям нового учения, мягких подходах к призыву и социальному реформированию.
Всевышний сказал: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах...» (Коран, «Семейство Имрана», 159).
«Культурно-идеологическое лидерство Ислама в арабском обществе завоевывалось сподвижниками Пророка (мир ему и благословение) не насилием, а невероятно ярким и сильным личным примером, несокрушимой верой, невероятной стойкостью, невообразимой силой духа и безостановочным призывом.» Стойкость Биляля ибн Рабахи, Хубайба ибн Ади, Хаббаба ибн Аль-Аратта (да будет доволен ими Аллах) и их верность своей религии пленяли сердца язычников, и они начинали задумываться о причинах такой нечеловеческой стойкости перед лицом смерти. Именно эти подвиги духа, эта непоколебимая сила мусульман открывали многим сердца для Ислама.
Экономические отношения и экономика также всегда являлись одним из краеугольных камней в фундаменте человеческого общества, без которого оно не могло существовать, выживать и развиваться. Как ни странно, сегодняшние лидеры мира – страны западной цивилизации используют товарное производство, торговлю, финансовые механизмы, рекламу не только для обогащения, но и для продвижения по всему миру своих ценностей, образа жизни и идеологии. В Исламе экономическим механизмам подтверждения Истины, продвижения и укрепления завещанного Аллахом образа жизни всегда отводилось одно из важнейших мест.
«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха...» (Коран, «Покаяние, 60).
Когда после битвы при Хунайне, где мусульманам досталась богатая добыча, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) приступил к ее разделу, то он первым делом щедро оделил ею желавших получить свою долю вождей племен и представителей мекканской знати. Первыми из получивших свою долю стали «люди с прирученными сердцами», которым досталось больше всех остальных.
«Людьми с прирученными сердцами» называли влиятельных и знатных людей, которые приняли Ислам незадолго до этого, и которых Пророк (мир ему и благословение) старался окончательно привлечь на свою сторону с помощью богатых подарков.
Причем Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не отказывал ни одному из них, если они просили его увеличить их долю в трофеях в 2, а то и в 3 раза, но при этом обделил своих первых и самых верных союзников – ансаров. Пророк (мир ему и благословение) пошел на этот шаг, только желая привязать сердца новообращенных мусульман к вере до тех пор, пока они до конца не ощутят ее сладость.
Известен также любопытный случай из истории распространения Ислама в Средней Азии. Согласно историку Наршахи, Кутейба ибн Муслим, освободитель здешних земель, приказал, чтобы все население Бухары посещало пятничную молитву в Соборной мечети и установил награду пришедшим: каждому выдавалось по два дирхема.
Да и вообще, говоря о миссии Пророка (мир ему) то она была основана на аргументах и доказательствах, на диалоге, на использовании различных способов, которые позволяли развернуть сердца людей к Истине.
Призыв строился на этой основе, основе диалога, на основе коранического аята: «Призывай к пути твоего Господа с мудростью и добрым увещеванием, и веди спор посредством того, что лучше». Это есть основа, посредством которой мы можем убедить людей в красоте Ислама. А мы, к сожалению, не хотим проявлять выдержки, общаясь с людьми, сталкиваясь с неприятием общества, с трудностями и сложными обстоятельствами.
Такой призыв, конечно, должен подкрепляться личным примером. Если человек живет, как мусульманин, и люди видят в его поведения и нраве благо, сам Ислам начинает влиять на сердца и души окружающих. Если же человек будет использовать методы, которые отпугивают окружающих, то, естественно, он никогда не сможет убедить людей.
Ислам сам по себе красив, каждый, кто объективно взглянет на Ислам, обнаружит в нем взвешенность, справедливость, милость, знания, благие нравы. Однако доведение этой красоты до людей требует использования правильных методов убеждения, корректной и адекватной стратегии.
Нам не позволительно отпугивать людей от истины. Пророк (мир ему) рассердился на одного сподвижника за то, что тот затянул молитву и сделал затруднительным положение тех, кто совершал намаз за ним. Мягкость и выдержка просто необходимы в призыве к Аллаху. Следует использовать эти методы и проявлять терпение в этом, не торопя плоды. Нам предписано использовать внешние причины успеха, а что касается результатов, то они в руках Аллаха Всевышнего.
|