Главная » 2014 » Октябрь » 26 » Даават (دعوة)
14:56
Даават (دعوة)

«Сосед по мусульманский» или «Идеальный ли вы сосед?»


Несомненно, что соседи являются самыми близкими людьми, с которыми мы строим отношение после нашей семьи. У каждого из нас есть соседи, т.к. мы живем в обществе. Это люди, с которыми мы видимся в любое время по разным причинам. И поэтому соседи занимают очень важное место среди людей, права которых мы обязаны уважать. И если принять во внимание то, что в городах, в многоэтажных зданиях десятки семей пользуются одним зданием, одним входом, то станет ясно, насколько важным является сохранение на высоком уровне соседских отношений в подобных местах. Недаром сказано «Близкий сосед лучше дальнего родственника»

Ислам, начиная с ранних времён, придаёт большое значение соседству и правам соседей, критикует любые формы поступков, беспокоящие соседей, а также в определённых случаях считает подобные поступки - грехом. В одном из хадисов передаётся, что однажды пророк три раза сказал: «Клянусь Аллахом, не будет считаться верующим». Окружающие спросили его: «О, посланник Аллаха, кто не будет считаться верующим?», на что пророк ответил: «Тот, чей сосед не будет уверен насчёт его зла и ожесточения». Из этого хадиса становится ясно, что между правом соседа и верой существует непосредственная связь и мусульманин в первую очередь должен обратить внимание на то, чтобы заслужить доверие соседа. Кроме вышеперечисленных прав, любой мусульманин должен соблюдать следующие четыре обязанности в отношении соседей:

1) навещать их во время болезни;
2) участвовать в похоронах соседей;
3) принять приглашение соседа;
4) если сосед чихнул, то пожелать ему милости и милосердия Аллаха.

 Хороший сосед занимает особое место среди даров Аллаха. И только те, кто имеют плохих соседей, могут понять насколько прекрасным даром является хороший сосед. Именно наличие лиц, переехавших из-за плохих соседей, наглядно демонстрирует правоту пословицы «плох сосед, спасайся переселением». Но если даже сосед оказался плохим, это не что иное как испытание Всевышнего, и необходимо терпеть ради Аллаха его отрицательные черты характера. В ту же очередь благопристойно относится к нему и просить Аллаха о его наставлении.

  Благоразумный мусульманин, помнящий об установлениях своей религии, лучше всех людей обходится со своими соседями, проявляет к ним наибольшую доброту и оказывает им наибольшую поддержку. Ведь так велит Всевышний.

По сути, ни одно законодательство и ни одна система даже не приближались ни к чему подобному.
   Так, например, в Своей Книге Аллах Всевышний велит оказывать благодеяния соседу, говоря:
  "И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждаюшемуcя соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете". "Женщииы", 36.
     Таким образом, каждый из тех, кто живёт по соседству с тобой, имеет на тебя определённые права, даже если и не состоит с тобой в родстве и не является твоим единоверцем.   Именно поэтому во многих хадисах также сообщается  важность, придаваемую в исламе отношениям между соседями.
  Так, например, сообщается, что посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:
   «Джибрил не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников». Аль-Бухари и Муслим.  
  Объявляя уважение к соседу одним из признаков веры в Аллаха и в последний День и наилучшим доказательством воздействия этой веры на человека посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:
   «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает благодеяния своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, говорит нечто благое или хранит молчание!» (Аль-Бухари и Муслим)
Истинный мусульманин, заботится о своем соседе и всегда поддерживает с ним хорошие отношения, не мешая ему использовать свой дом, если ему что-то понадобится.
   Поступая таким образом, он руководствуется словами благородного посланника, салляллаху ‘алейхи уа саллям, который сказал:
   «Пусть сосед не препятствует соседу(, если тому понадобится) установить на его стене доску». (Аль-Бухари и Муслим).

 Его радует то же, что радует его соседа, и огорчает то же, что огорчает его, и он желает ему того же, чего желает самому себе, памятуя о словах благородного посланника, салляллаху ‘алейхи уа саллям, который сказал:
  "Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, не уверует раб (понастоящему) до тех пор, пока не станет желать своему соседу (или: ...своему брату того же, чего желает и самому себе".   Чувствительная натура истинного мусульманина «не позволяет ему спокойно взирать на затруднения и нужду своего соседа в том случае, если сам он наслаждается всеми благами жизни. Всегда его сопровождают слова  благородного посланника, салляллаху ‘алейхи уа саллям:
  «Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед» (Ат-Табарани и aль-Баззар.)
  


 
  Под воздействием наставлений своей религии сознательный мусульманин всегда стремится делать добро соседям по мере своих возможностей. При этом он не пренебрегает даже малыми благодеяниями.  
Истинный и сознaтельный мусульманин, ясам является наилучшим товарищем и наилучшим сосeдом, и именно такого мусульманина имел в виду посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, говоря:
  «Лучшим товарищем пред Аллахом является лучший из них для своего товарища и лучшим соседом пред Аллахом является лучший из них для своего соседа». (Ат-Тирмизи)
  О высоком месте, отводимом праведному соседу, в достаточной мере свидетельствуют слова посланника Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, назвавшего его одной из основ счастья в жизни мусульманина:
   «Праведный сосед, просторный дом и хорошее верховое животное относятся к числу того, что в мире этом делает мусульманина счастливым». (Ахмад и аль-Хаким)
   Наши предшественники столь высоко ценили праведного соседа, что называли соседство с ним благом, которое дороже денег.  Так, например, передают, что однажды сосед Са'ида бин аль-Аса договорился с кем-то о продаже своего дома за сто тысяч дирхемов, а потом сказал покупателю:"Это — цена дома, а за сколько ты купишь соседство с Са'идом?" -,
  и когда об этом узнал сам Са'ид, он прислал ему эти сто тысяч, попросив его остаться.
  



  Сегодня же, весьма часто попирают принцип неприкосновенности личности и чести соседа, так как допускают возможность всевозможных нарушений в этом отношении легче, чем в тех случаях, когда дело касается других людей.
Сегодня, к сожалению, мы утратили качества, присущие людям доблести и веры, мы сегодня не отдаем должное не только правам соседей, но и порой правам родителей, близких, родственников.     Таким образом, неудивительно, что истинный и искренний мусульманин является наилучшим соседом, которого когда-либо знало человеческое общество.
   Интеллектуально развитый мусульманин, отличающийся чуткостью и усвоивший нравственные принципы Ислама не враждует и не ссориться со своими соседями. Ведь он не забывает слова посланника Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, который предостерёг людей от ссор со своими, соседями, сказав:
   «В День воскресения первыми из (всех) двух споривших между собой (на суде пристанут) соседи». (Ахмад и Табарани.)

Чтобы не оказаться одним из тех чёрствых, скупых и творящих мало добра соседей, он всегда стремиться сделать хоть небольшое доброе дело для своего соседа. Посланник, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал так:
  «Сколь много соседей, зависевших, от своего соседа, скажут в День воскресения: "О Господь мой, этот закрывал передо мной двери и отказывал мне, когда мне что-нибудь было нужно!"» (Аль-Бухари в "Аль-адаб aль-муфрад".)   Ясно, что религия, которая стремится к тому, чтобы её последователи были столь удивительным образом связаны друг с другом, будет укреплять связи между соседями и стараться устанавливать их на прочной основе любви, доброты, единства и хороших взаимоотношений.
Ислам придаёт большое значение общественной жизни, и поэтому мусульманин должен быть внимательным во взаимоотношениях с соседями, особенно в немусульманских странах. Если даже мусульманин не проповедует Ислам своим немусульманским соседям, то, по крайней мере, он должен быть им примером, а также он своими деяниями и поступками должен показать, что наша религия придаёт большое значение правам человека.

 

 

 

 



Просмотров: 329 | Добавил: Админ0116 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: