Главная » 2014 » Октябрь » 26 » Даават (دعوة)
15:01
Даават (دعوة)

Закат аль-фитр

Налог разговения (закят уль-фитр) – это вид закята, выплата которого обязательна (ваджиб) по завершении Рамадана. Обязательность его уплаты распространяется на каждого мусульманина в отдельности, независимо от возраста, пола и прав на свободу. Аль-Бухари и Муслим сообщают, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сделал обязательной уплату налога, по случаю прекращения поста в Рамадане, в размере одного са’(1600 гр) фиников или одного са’ (1600 гр) ячменя, с каждого человека из числа мусульман, будь то раб или свободный, мужчина или женщина, ребёнок или взрослый».

Закят уль-фитр был предписан в месяце Ша’бан, во втором году по хиджре, в качестве очищения постящегося от того, что могло быть совершено им из пустословия и сквернословия, а также с целью оказания помощи бедным и нуждающимся. Абу Дауд, Ибн Маджах и ад-Даракутни передали, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сделал обязательным закят уль-фитр, чтобы он служил очищением постящегося от пустословия и дурных речей, и пропитанием для неимущих. Правильным будет закят того, кто уплатит его до праздничной молитвы. У того же, кто уплатит его после молитвы, будет просто садака».

Закат аль-фитр обязателен для свободного мусульманина, у которого на одни сутки имеется необходимое пропитание для себя и для тех, кто находится на его иждивении. Он обязан уплатить закят от себя и от тех, кого ему необходимо материально обеспечивать, а это – его жена, дети, все те, чьи расходы несёт.

Обязательный размер «милостыни разговения» – один са’ (1600 гр) таких продуктов как пшеница, ячмень, финики, изюм, творог, рис, кукуруза и других, относящихся к пище, продуктов. Абу Ханифа допускает выдачу их денежного эквивалента. Он же сказал: «Если закят выплачивается пшеницей, то достаточным размером является и половина са’».

Закят уль-фитр распределяется среди восьми категорий, упомянутых в аяте:

 «Поистине, пожертвования предназначены для бедных и неимущих, для работающих над их распределением, и для привлечения сердец к Исламу, для выкупа рабов, для несостоятельных должников, для [расходов] на пути Аллаха и для путников. Так предписано Аллахом, а Аллах – Знающий, Мудрый» (Св. Коран, 9: 60).

Из них – бедняки самая предпочтительная категория, так как в вышеуказанном хадисе говорится: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, предписал закят аль-фитр, дабы он служил очищением постящегося от пустословия и сквернословия, и пропитанием для неимущих».

Ученые-правоведы  сошлись в том, что обязательность уплаты налога разговения возникает в конце месяца Рамадан. Однако среди них нет единогласия в точном определении этого времени. Ас-Саури, Ахмад, Исхак, аш-Шафи’и (в своём позднем высказывании) и Малик (в одной из двух версий его высказывания по этому поводу) говорят: «Поистине, время, когда уплата его является обязательной, наступает с момента захода солнца перед ночью разговения, ибо это время – время, когда прекращается Рамадан. Абу Ханифа, Ляйс, аш-Шафи’и (в своём раннем высказывании) и Малик (вторая версия его высказывания по этому поводу) сказали: «Поистине, время, когда уплата его является обязательной, наступает с появлением зари в праздничный день».

Большинство специалистов по фикху допускают уплату «милостыни разговения» за день или за два до праздника. Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, повелел, чтобы мы выплачивали закят аль-фитр до выхода людей на [праздничную] молитву». Нафи’ сказал: «и обычно Ибн ‘Умар выплачивал закят за день или за два до этой [молитвы]».

Однако они разошлись относительно добавления к этому. У Абу Ханифы допускается выплата закята до наступления месяца Рамадан. Аш-Шафи’и высказался о допустимости преждевременной уплаты, только в пределах всего месяца Рамадан. Малик и представители ханбалитского толка говорят о допустимости уплаты за день или за два дня.

Единогласны имамы в том, что закят уль-фитр не перестаёт быть действительным в случае промедления с его выплатой после наступления обязательства по нему. В таком случае, он становится долгом, который будет бессрочно, в течение всей жизни числиться за человеком, пока тот его не погасит.

Единодушны они также в непозволительности промедления с его уплатой более чем в пределах праздничного дня . Ибн Раслан сказал: «Поистине, единогласно это является запретным, так как садака аль-фитр является категорией закята, а промедление с уплатой закята является грехом, подобно выведению молитвы от установленного для неё времени». А в вышеприведённом хадисе говорится: «Кто уплатит его до праздничной молитвы, того закят будет приемлемым, а кто уплатит его после, то это будет всего лишь разновидностью милостыни».

Использованы материалы из книги «Фикх ас-Сунна» Автор: Сайид Сабик  

 

 

 



Просмотров: 384 | Добавил: Админ0116 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: